Регистрация    Вход    Форум    Пользователи   Поиск    FAQ

Список форумов » Основной раздел » Христианство




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Расцерковление
 Сообщение Добавлено: 14-06-2017, 13:05 
Не в сети
ПОЧЕТНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-12-2011, 18:30
Сообщения: 3557
В протестантизме так обычно не говорится, но суть та же. Мы знаем, что это проблема.
Человек однажды встречает Бога, приходит в Церковь. Это прекрасное время все помнят. Чудесное состояние, когда, как кажется, Бог носит тебя на руках. Все в розом свете, все возможно. Православные называют это "призывающей благодатью", протестанты часто "первой любовью" (по аналогии с Откр. 2:4).
А потом однажды наступает опустошение. У кого-то раньше, у кого-то позже. Через некоторое количество лет. Христианин уже не видит большого смысла в этих бесконечных молитвах, в чтении все того же Писания, в постоянном посещении церкви, где всё одно и то же и достаточно приелось. Один и тот же обряд, одни и те же проповеди все о том же. Все это ты давно знаешь, все уже не вызывает никакой радости. А тебя начинают доставать: давай помолимся за тебя, ты какой-то не такой, "Духа не угашай", надо делать то, делать это и т.д. и т.п. И человек уходит из церкви, просто чтобы его не доставали "дорогие братья и сестры".
Мы привыкли думать, что такой человек в силу духовных проблем удаляется от Христа. И думая так, мы пытаемся остановить это отдаление "духовными" беседами, наставлениями и поучениями. Но это может быть совсем не так. Может быть, мы сами таким своим поведением подталкиваем его уйти из церкви.
Интересный взгляд на эту проблему мы находим у реформатского мистика 18 века Герхарда Терстегена в его труде "О различном понимании того, что́ есть благочестие и преуспеяние в нём", недавно переведенном игуменом Петром (Мещериновым) и выложенном на портале Богослов.ru.
У Терстегена мы находим интересную мысль о том, что таковое внешнее видимое опустошение христианина, его охлаждение к внешней церковности может быть обусловлено не его "обмирщением", не уходом от Христа, а - наоборот, его переходом на более глубокий духовный уровень. Когда все внешнее, даже внешнее церковное, становится для него совсем неважным. А то, что действительно важно - это происходящее в его душе превращение, одухотворение или, если хотите - обожение. Когда верующий человек начинает постигать, что рамки внешней церковности - это перила, условность, важная для "младенцев" во Христе, питающихся молоком, а не твердой пищей, как писал ап. Павел. И это всё действительно очень важно! Но лично он уже не имеет в этом той необходимости, которая ощущалась им в начале христианской жизни.
И вот, что я подумал. Всё это вовсе не означает, что такой человек обязательно уйдет из церкви. Вовсе нет. Но он точно уйдет, если мы не перестанем доставать его, неумеренно опекать и поучать.

_________________
Невозможного добивается только тот, кто не знает, что это невозможно.


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Расцерковление
 Сообщение Добавлено: 14-06-2017, 13:22 
Не в сети
ПОЧЕТНЫЙ УЧАСТНИК

Зарегистрирован: 17-12-2011, 20:03
Сообщения: 1099
А мне кажется такой человек точно из церкви не уйдет. Это как ребенок в семье. Да, он вначале нуждается в опеке, наставлении, в пище, наконец, но с возрастом он все это может обеспечить себе сам и создает свою семью, но он же не бросает родительскую семью, не перестает общаться с родителями, хотя уже и на другом уровне. Вот и такой человек, осознавший себя духовно выросшим, будет оставаться в церкви, но на другом уровне, будет помогать тем, кто не дорос.
Мне кажется, что я недавно как раз пережила что то подобное. Именно то, что воскресные собрания уже мало что дают, что идти хочется только на причастие. Поняла, что все эти богословские споры в церкви, это споры детей в песочнице о взрослой жизни, о которой они понятия не имеют. И что главное ЖИТЬ. И что именно это мы все мало умеем. И реально начала с семьи. И да, меня упрекают в церкви, что я могу в воскресенье сидеть с внуком и пропустить церковное собрание. И что помощь детям для меня важнее. Но я на них не обижаюсь. :) И из церкви я не уйду. И просто открываю Писание и показываю, что там написано про стариц, в чем их предназначение. И объясняю, что пришло мое время стать старицей и больше заботиться о том, что бы подавать хороший пример замужней дочери и снохе.
А уходят из церкви не потому что переросли, это не возможно. Всё же часто уходят обиженные. А реально возросший духовно человек обидеться не может. Ну мне так кажется. Могу и ошибаться. :)


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Расцерковление
 Сообщение Добавлено: 14-06-2017, 13:30 
Не в сети
ПОЧЕТНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-12-2011, 18:30
Сообщения: 3557
Гостья писал(а):
А мне кажется такой человек точно из церкви не уйдет.

Я как раз об этом. Но он может уйти (и такое бывает нередко), если его станут слишком допекать нравоучениями "дорогие братья и сестры". :D

_________________
Невозможного добивается только тот, кто не знает, что это невозможно.


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Расцерковление
 Сообщение Добавлено: 14-06-2017, 18:06 
Не в сети
ПОЧЕТНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-12-2011, 17:51
Сообщения: 3385
Откуда: Ростов-на-Дону
В житиях много таких примеров. Отщельники могли появляться в собрании два раза в год лишь за Причастием. У нас на это возражают: сначала стань таким подвижником духа, потом ходи два раза в год. Для христианина, исполненного истинным смирением, это аргумент убойный.

_________________
"Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?"


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Расцерковление
 Сообщение Добавлено: 14-06-2017, 18:58 
Не в сети
ПОЧЕТНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-12-2011, 18:30
Сообщения: 3557
Из комментария игумена Петра Мещеринова на ФБ:
"Выложенный VI трактат, написанный 290 лет назад, мне представляется очень актуальным. Терстеген, помимо прочего, блестяще описывает здесь процесс «расцерковления» (хотя его, вместе с «пастырским выгоранием», вроде бы официально нет, но на деле это одна из ключевых проблем сегодня, на мой взгляд).
Главное здесь вот что: если в современной православной жизни человек этого пугается, впадает в самоедство и уныние и, не получив пастырской помощи, чаще всего уходит из Церкви, то Терстеген, наоборот, высоко оценивает такое состояние, считая его первым шагом к переходу к истинному христианству. Собственно, это и есть процесс «нового рождения свыше»; и его этапы Терстеген раскрывает с большой подробностью. Этого вовсе нет в нашей православной педагогике – и здесь даётся ответ на часто задаваемый вопрос: «А зачем нам (православным) все эти протестанты, когда у нас есть наши святые отцы?» У святых отцов такого не прочтёшь, либо нужно по крохам выискивать подобные вещи у очень немногих авторов, таких, как преп. Макарий Великий, Марк Подвижник или Варсонофий Великий.
Обратите внимание на II Приложение к трактату – «Краткое изъяснение того, что́ есть мистика». Для православного читателя очень важным будет ясное определение понятия «мистика», которое даёт Терстеген, – в русском церковном языке однозначного понимания этого термина нет. Интересно, что в описании подлинной мистики Терстеген почти слово в слово повторяет предостережения святителя Игнатия (Брянчанинова), направленные против «западной мистики». Также очевидно полное согласие Терстегена и со святителем Феофаном Затворником, который в своей книге «Письма о духовной жизни» критикует визионерство Бёме и Сведенборга, и в их лице всю мистику целиком. Из этого можно сделать вывод, что наши отцы Церкви XIX века, выступая против «мистики», на самом деле подлинной мистики – такой, как она представлена у Терстегена, – не знали, а сражались с расхожими представлениями своего времени. Думается, что если бы свв. Игнатий и Феофан непредвзято ознакомились с «Кратким изъяснением» Терстегена, как и с другими его книгами, они бы, как добросовестные мыслители, изменили свою точку зрения на критикуемый ими предмет".

_________________
Невозможного добивается только тот, кто не знает, что это невозможно.


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Расцерковление
 Сообщение Добавлено: 29-06-2017, 13:26 
Не в сети
ПОЧЕТНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-12-2011, 17:56
Сообщения: 4450
Откуда: Москва
Гостья:*** И что главное ЖИТЬ. И что именно это мы все мало умеем. И реально начала с семьи. И да, меня упрекают в церкви, что я могу в воскресенье сидеть с внуком и пропустить церковное собрание. И что помощь детям для меня важнее***
Меня, к счастью, не упрекают.Священники во время исповеди говорят, что надо стремиться бывать в церкви не реже двух раз в месяц, ну, на крайняк, один.А вообще относятся с пониманием, когда говоришь о помощи близким.
Да, и от братьев-сестер ни разу не услышала упрека в том, что перестала ходить на группу, где вместе читаем Евангелие.

_________________
Если человек создан по образу и подобию Божию, значит он получил от Бога дыхание Духа Святого.Дух Святой живет и действует в нас во все время жизни нашей.
(Святитель Лука Крымский)


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Расцерковление
 Сообщение Добавлено: 29-06-2017, 13:29 
Не в сети
ПОЧЕТНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-12-2011, 17:56
Сообщения: 4450
Откуда: Москва
Полиграф**Но он может уйти (и такое бывает нередко), если его станут слишком допекать нравоучениями "дорогие братья и сестры". ****
Вот преимушество большого прихода: никто не знает, когда и сколько ты ходишь в церковь, никто не "достает".А в "малой группе" люди мудрые.

_________________
Если человек создан по образу и подобию Божию, значит он получил от Бога дыхание Духа Святого.Дух Святой живет и действует в нас во все время жизни нашей.
(Святитель Лука Крымский)


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Расцерковление
 Сообщение Добавлено: 29-06-2017, 13:32 
Не в сети
ПОЧЕТНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-12-2011, 17:56
Сообщения: 4450
Откуда: Москва
Полиграф
***Мы привыкли думать, что такой человек в силу духовных проблем удаляется от Христа. И думая так, мы пытаемся остановить это отдаление "духовными" беседами, наставлениями и поучениями. Но это может быть совсем не так****
Конечно, не так.Может, христианин становится таковым,"не отходя от кассы", т.е.в обычной жизни, и это видно на каком-то этапе только ему.

_________________
Если человек создан по образу и подобию Божию, значит он получил от Бога дыхание Духа Святого.Дух Святой живет и действует в нас во все время жизни нашей.
(Святитель Лука Крымский)


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Список форумов » Основной раздел » Христианство


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Русская поддержка phpBB